Налоговая грамотность, о которой велено проводить "Разговоры о важном" на этой неделе, — это действительно очень важная тема. Разбираться в ней нелегко, — знаю по собственному опыту, но понимаю, что очень нужно.

А вот о чем говорить с детьми на уроке? Выяснять, чем прямые налоги отличаются от косвенных? Так это программа обществознания. Может, найти другой поворот?

Я бы говорила об общественном значении налогов, о том, что без них государство существовать не может. Говорила бы о такой форме гражданского неповиновения, как отказ от уплаты налогов. Знаменитый пример — история Генри Дэвида Торо, которому заплатить-то надо было один доллар, но для него это было делом принципа.

Он был готов платить налоги штата, которые шли на ремонт дорог и содержание школ, но этот злосчастный доллар принадлежал федеральному центру, а значит, мог теоретически финансировать войну с Мексикой, которую в тот момент вели США.

Торо попал в тюрьму, где ему очень понравилось, но провел там всего одну ночь, потому что доллар заплатила его тетка.

Вот и всё. Но тем самым он создал образец поведения, которому до сегодняшнего дня многие следуют. В англо-саксонских странах часто люди специальным письмом уведомляют налоговое ведомство, что отказываются платить налоги в знак протеста против чего-то.

К сожалению, правда, последний раз неуплата налогов оказалась успешным средством борьбы… в XVIII веке. Впрочем, ясно, что речь в данном случае идет не о том, чтобы добиться кардинальных перемен, а о чистой совести тех, кто не хочет платить — тоже важное дело.

Ну, а если мы все-таки платим налоги, на что они идут? Вот вопрос, который, наверное, обязательно стоит обсудить в классе. В нашей несчастной стране с налогами все не слава богу. Кто-то всеми силами уворачивается от их уплаты, кого-то привлекают как бы за неуплату, а на самом-то деле за политику.

Центр беззастенчиво перераспределяет их так, что регионам достаются жалкие крохи — вот вам и федерация, и права ее субъектов. А какой процент налогов идет на содержание дворца в Геленджике и множества других резиденций в стране, где собирают с мира по нитке на лечение детей?

И самый больной вопрос — какой процент налогов идет на войну?

Я бы не стала в классе ничего проповедовать. Просто предложила бы детям сыграть в игру: каждая группа получает, скажем, миллиард "условных единиц" и должна решить, как их распределить?

Сколько процентов пустить на медицину? Сколько на пенсии и пособия? Сколько на содержание армии? Как сделать так, чтобы инфляция все не съела? Как сделать, чтобы люди в стране жили нормально? Что важнее — пушки или масло?

Вполне могу предположить, что какие-то группы скажут, что важнее всего финансировать "спецоперацию". Ну что же, вот и материал для обсуждения.

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМАРОЙ НАТАНОВНОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены

Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция